Принято педагогическим советом МОБУ Куртлыкульская СОШ ___28 декабря_2010 протокол №_5_
| «Утверждаю» Приказом № 121/1 от28.12.2010 Директор школы МОБУ Куртлыкульская СОШ ____________________И.Р.Андерзянов |
ПРОГРАММА
ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУРТЛЫКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
на основе национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» на 2011 - 2015 годы
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение
- Паспорт Программы развития школы.
- Информационная справка
- Основные направления развития на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
4.1 Обновленное содержание образования. Новое поколение
образовательных стандартов.
4.2 Развитие системы поддержки талантливых детей.
4.3 Совершенствование учительского корпуса.
4.4 Изменение школьной инфраструктуры.
4.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников.
4.6 Расширение самостоятельности школ.
Введение
Сельская школа даёт не пониженное образование по сравнению с городскими,
а качественно иное, ориентированное на более тесное взаимодействие человека с природой, на развитие интереса к растительному и животному миру, на усвоение культурных традиций, моральных устоев, нравственных принципов Человека, живущего на Земле.
На протяжении 2005-2010 гг. педколлектив вводил в школьную жизнь новые формы и методы обучения и воспитания учащихся с целью повышения качества
знаний детей. Ставилась задача на индивидуализацию обучения, что давало учителям возможность бережно относиться к познавательным интересам учащихся, развивать уверенность учащихся в собственных силах. Вводились в работу авторские программы, создавались адаптированные программы по новым предметам по выбору учащихся и родителей. В начальном звене вводились и опробовались развивающее обучение по системе «Школа-2100» . Учителя перешли на развивающее обучение, технологии дифференцированного и активного обучения, как школы сельской со своими сложившимися традициями.
Школа работает по эколого-краеведческому направлению. Краеведение - это воспитание гражданственности, любви к своему Отечеству и краю. Краеведение начинается с музея, который создан в школе. Сейчас музей находится на реставрации и является центром всей краеведческой работы.
Экологическое и краеведческое воспитание проходят через все предметы учебного плана и внеклассные мероприятия.
Это выбранное направление работы школы – главный стержень в воспитании
Человека, социально-активной жизненной позиции каждого ребёнка.
Сельская школа стремилась быть центром культурной жизни села. Дети выступали в
СДК, проводили показательные выступления по спортивной (гиревой), танцевальной работе; организовывали выставки творчества и акции против наркомании, токсикомании, курения и употребления спиртных напитков.
Дети активно участвовали в олимпиадах, конкурсах, проводимых в районе.
За это время создан компьютерный класс; школа имеет выход в Интернет и имеет
свой сайт; устанавливается новая программа Linux.
Создана детская организация «Пчелка»; работает Совет лидеров.
Улучшилась спортивная работа школы. Школа заняла I место в Спартакиаде
школ района, республики, Европы и Мира(гиревой).
Под особым контролем находится вопрос по правам детей. Вся работа по охране прав детей, по выявлению не обучающихся, трудных и детей группы риска, по профилактике правонарушений находится под внимательным контролем инспектора
по охране детства и классных руководителей.
Цель современной школы – развитие личности школьника. Поэтому совершенствование работы ОУ, введение новых интересных находок, раскрытие возможностей учителей и учащихся – цель школы, которая остаётся путеводной звездой и на новые учебные годы и введение программы «Наша новая школа»
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные
задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать
серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации
Концепция и стратегия развития
муниципальной системы образования
Концепция развития муниципальной системы образования заключается
в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего совместимость и единство образовательной среды. Это позволяет учащимся и воспитанникам овладеть прочными базовыми знаниями и умениями пользоваться ими в практической жизни, приобрести способность адаптироваться в любых условиях, реализовать свои права и обязанности и участвовать в развитии общества.
В 2009 году утверждена новая стратегия развития российского образования «Наша новая школа». В рамках новой стратегии - пять основных направлений развития школьного образования:
1. Разработка новых образовательных стандартов, раскрывающих способности детей.
2. Построение системы поиска и поддержки талантливых детей.
3. Разработка мер по сохранению лучших педагогов, повышения уважения к педагогическим работникам.
4. Изменение внешнего и внутреннего облика школы, повышение уровня комфортности пребывания в ней.
5. Здоровье школьников.
В целях реализации новой президентской программы, а также осуществления дальнейшего развития школы была разработана Программа развития МОБУ
Куртлыкульская средняя общеобразовательная школа на период до 2015 года.
Программа развития ОУ была составлена на основе Программы развития школы до 2010 года и Программы развития образовательных учреждений муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан.
Исходя из вышеизложенных целей, определены следующие направления
работы по реализации Программы развития.
2.Паспорт
Программы перспективного развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Куртлыкульская Средняя Общеобразовательная Школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2011 - 2015 годы
Наименование Программы.
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Куртлыкульская средняя общеобразовательная школа Муниципального района Караидельский район.
Разработчики Программы.
Педагогический коллектив школы, администрация МОБУ Куртлыкульская СОШ
Исполнители Программы.
Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность.
Научно-методические основы Программы.
При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах.
Программа разработана на основе национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа».
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Цели и задачи Программы.
Цель: воспитание творческой личности, владеющей фундаментальными знаниями во всех областях науки, создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи Программы:
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации
Приоритетные направления Программы.
- Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной.
- Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
- Разработка системы школьных стандартов и критериев оценки результативности повышенного образования учащихся классов. Повышение качества образования.
- Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.
Сведения о школе
1.1.Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Куртлыкульская средняя общеобразовательная школа муниципальный района Караидельский район
1.2.Юридический адрес: 452393 Республика Башкортостан, Караидельский район, д. Куртлыкуль, ул. Молодежная, д.1
1.3.Фактический адрес: 452393 Республика Башкортостан, Караидельский район, д. Куртлыкуль, ул. Молодежная,д.1
Телефоны: (347)34-2-37
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Куртлыкульская средняя общеобразовательная школа основана 1 сентября 1990 года.
1.5. Количество обучающихся – 69
1.6. Численность педагогического персонала - 16
1.7. Численность управленческого персонала (администрации) - 3
1.8. Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонал-12
1.9. Ресурсная база
- обеспеченность учебными площадями (на 1 обучаемого) – 22 кв. м.
- обеспеченность площадями для спортивно-оздоровительной работы (на 1 обучаемого) – 1.3 кв. м.
- оснащенность компьютерной техникой – 4 шт.
1.10.Директор образовательного учреждения Андерзянов Ирек Раисович
В школе созданы определенные условия для решения тех задач, которые ставятся перед образовательными учреждениями. Имеется учебно-воспитательный план направленный на повышение качества знаний и воспитание учащихся. В школе 9 класс комплектов.
Успеваемость Качество
на 2008-09 учебный год -100% качество 55%
на 2009-10 учебный год -100% 57%
на 2010-11(учебный год -100% 60,81%
Выпустили за три года 1золотых и 1 серебряных медалистов.
Проблема повышения качества образования для школы является одной из особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.
Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.
Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей и семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Наша новая школа» на период 2010-2015 годов.
4.Основные направления развития на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
4.1. Обновленное содержание образования. Новое поколение
образовательных стандартов.
В школе созданы определенные условия для решения тех задач, которые ставятся перед образовательными учреждениями. Имеется учебно-воспитательный план направленный на повышение качества знаний и воспитание учащихся. В школе 9 класс комплектов.
По итогам учебного за 3 года составляли такие показатели:
Успеваемость Качество
на 2008-09 учебный год -100% качество 55%
на 2009-10 учебный год -100% 57%
на 2010-11(на первое полугодие) учебный год -100% 60,81%
Выпустили за три года 1золотых и 1 серебряных медалистов.
Поступаемость в ВУЗы составила:
на 2008-09 учебный год -53%
на 2009-10 учебный год -67%
И все выпускники трудоустроены.
Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и шире – педагогических формах. Система образования становится все более открытой. Сегодня образование рассматривается не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшая социальная деятельность общества.
Это означает, что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысления базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации. Не случайно в послании президента, где он говорит о новой образовательной стратегии «Наша новая школа», одним из первых направлений является обновление образовательных стандартов.
Проект образовательных стандартов второго поколения определяет цели основной образовательной программы начального общего образования:
создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.
Для достижения этой цели необходимы:
- расширение прав ребенка и родителей;
- уважение к личности ребенка;
- учет образовательных интересов каждого ученика;
- соответствие образовательного процесса возрасту;
- обеспечение полноценного психического и физического развития;
- охрана здоровья детей.
Чтобы эти принципы не остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях.
Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества, то есть группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п.
Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства оценки дети создают совместно с учителем.
Способы построения учебного сообщества и новой системы оценивания являются основными направлениями. Образовательная программа начальной школы, предметно-пространственная среда в младших классах, системно-деятельностный подход к обучению, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с педагогами и прочее способствуют реализации принципов, заложенных в основу концепции государственных образовательных стандартов второго поколения.
Проблемный анализ школы показывает, что для лучшего функционирования образовательной системы необходимо создание следующих принципиальных условий:
- оптимизация учебной нагрузки учащихся;
- вариативность и личностная направленность образовательного процесса;
- развивающая направленность и возрастная адекватность образования.
Проблемный анализ позволил выделить следующие проблемы:
- неудовлетворительный уровень здоровья и эмоционального благополучия детей (от шести к десяти годам он существенно падает);
- присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развиваются, а разрушаются на начальной ступени образования;
- средствами образования снижается здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников;
- угасает детская инициативность;
- нивелируется индивидуальность детей;
- на уроках часто преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, «безличный» подход к учащимся;
- сохраняется чисто формально ЗУНовская ориентация образования, отсутствуют интенции на развитие ребенка;
- у родителей и педагогов отсутствуют условия сознательного выбора образовательной системы для ребенка;
- нарастает раздробленность учебных предметов, разрушающая целостность детского опыта; усиливается тенденция к сегрегации детей (по успешности, способностям и прочим не зависящим от детей обстоятельствам их дошкольного детства). Обновленное содержание образования. Новое поколение
образовательных стандартов
№п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Комплексный мониторинг мотивации образования учащихся | 2010-2015 гг. |
|
3 | Перевод обучения учащихся начальные классы на новый ФГОС | 2011 г. | Зам. директора |
4 | Переход на новые формы проведения государственной аттестации | 2011 г. |
|
5 | "Проблемный урок: как открывать знания с учениками" | 2011 г. 2012 г. | Зам. директора |
| Совершенствование работы ШМО | 2010-15 г. | Зам. директора |
7 | Совершенствование и введение эффективных форм работы с родителями и общественностью (методический семинар) | 2010-2015 гг. | Педколлектив |
8 | Участие в районных семинарах по проблемам современной школы | постоянно | Директор Зам. директора |
9 | Изучение проблемы мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения | весь период | Зам. директора |
10 | Участие в работе методических объединений учителей-предметников | ежегодно | Педколлектив |
11 | Повышение квалификации и переподготовка кадров | ежегодно | Зам. директора |
12 | Пополнение библиотечного фонда учебно-методической литературой | 2010-2015 гг. | Директор |
13 | Организация системы наставничества | весь период | Зам. директора |
14 | Создание попечительского совета при с/с д. Куртлыкуль | 2012 г. | Директор |
Ожидаемые результаты.
1. Внедрены новые стандарты общего образования;
2. Обеспечение высокого уровня качества образования;
процент качества 50%-60%;
3.Качественное обновление содержания общего образования, формирование у выпускников школы ключевых компетентностей
4.2 Развитие системы поддержки талантливых детей.
Это направление работает в нашей школе давно. Выявление и поддержка талантливых детей – важная часть работы педагогов. Наш результат работы показывает участие в олимпиадах.
Результаты участия в олимпиадах(призеры):
Районный Республиканский Межрегиональный
на 2008-09 учебный год 10
на 2009-10 учебный год 8
на 2010-11учебный год 11 1
Наши учащиеся в 2008-09 учебном году участвовали и занимали призовые места в республиканском зональном слете экологов.
2009-10 учебный год- республиканская НПК «Совенок» г.Бирск
республиканский конкурс «Дорогами отечества»
всероссийский конкурс к 65-летию победы «Парад Победы»
2010-11 учебный год- республиканская НПК «Совенок» г.Бирск.
Наши учащиеся в этих конкурсах, НПК, исследовательских конкурсах занимают призовые места.
В связи с этим возникает необходимость раскрыть эти способности как можно более в раннем возрасте, используя для этого разные формы и приёмы работы, направленные на создание для ребёнка ситуации успеха для реализации своих способностей:
а. Организация обучения и получения образования детьми вне зависимости от степени их развития и здоровья, разработка индивидуальных программ и т. д.
б. Разработка программ «Одарённый ребёнок».
в. Проведение олимпиад.
г. Диагностические карты.
д. Вовлечение детей в кружки по интересам.
е. Собеседование с родителями с целью выявления интересов и перспектив ребёнка.
Развитие системы поддержки талантливых детей.
№п/п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Развитие программы "Одарённый ребёнок" | 2011-2015 гг. | Зам. директора |
2 | Проведение семинаров с учителями-предметниками по методике выявления одаренных детей | 2011-2015 гг. | Зам. директора |
3 | Проведение школьных олимпиад по предметам | ежегодно | Зам. директора |
4 | Выявление категорий одарённости у учащихся | 2010-2015 гг. | . Зам. директора Кл. руководители |
5 | Составление диагностических карт одарённых учащихся | 2010-2015 гг. | Кл. руководители |
6 | Составление перспективного плана работы с одарёнными детьми | 2010-2015 гг. | Зам. директора |
Ожидаемые результаты.
1.Доля учащихся, поступивших в учебные заведения высшего образования по результатам единого государственного экзамена; увеличится до 85 процентов
2.Увеличение общей численности участников всероссийской и республиканской олимпиады школьников на всех этапах ее проведения.
3. Рост численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования.
4.3 Совершенствование учительского корпуса.
Количество учителей-16, из них 13- с высшим образованием, что составляет-77,7%, 2 учителя награждены знаком «Отличник образования РБ»,3 учителя имеют высшую,13 учителей имеют первую квалификационную категорию. В этом году наши учителя прошли курсы повышения квалификации 6 учителей, что составила 26% .По графику учителя подтверждают свои квалификационные категории. Основная задача этому по направлению –совершенствование учительского корпуса.
Совершенствование учительского корпуса.
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Профессиональная подготовка и переподготовка работников ОУ | постоянно | Зам. директора |
Представление педработников к правительственным и ведомственным наградам | ежегодно | Директор |
Проведение профессионального конкурса "Учитель года" | 2010-2015 гг. | . Зам. директора |
Организация учёбы педработников на базе творческих групп и объединений района | постоянно |
|
Принимать участие в конкурсах разных уровней для преставления опыта педработников | постоянно | Зам. директора |
Ожидаемые результаты.
повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;
доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий;
повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием
Высокое качество владения современными образовательными технологиями и методиками компетентностного образования;
Появление профессиональных инициатив и воплощение их в инновационных программах и проектах в школе в условиях реализации Президентского проекта «Наша новая школа»;
Методические и дидактические материалы, обеспечивающие реализацию концепции адаптивной школы
Динамика мотивации педагогических кадров к инновационной деятельности в образовании
4.4 Изменение школьной инфраструктуры.
Современный мир уже немыслим без компьютерных технологий. Школа должна шагать в ногу со временем. Именно это обуславливает выбор данного н… Продолжение »